Рынок жилья — 2024: об эскроу-теории и ценовой практике

Игроки рынка называют более чем вероятным проседание спроса и сокращение числа новых проектов, надеются на будущее снижение «ключа», призывают к пересмотру основ проектного финансирования. Но в серьезное падение цен на новостройки они не верят

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обновлено в 10:43

Рост ключевой ставки, изменение параметров льготной ипотеки, разговоры о возможном полном сворачивании программы новостроечной ипотеки с господдержкой после 1 июля 2024 года — все это, конечно, является сегодня неисчерпаемой темой для прогнозов и предположений.

Масла в дискуссионный огонь добавили недавние банковские заявления о пересмотре правил работы с застройщиками в рамках льготных ипотечных программ. «После того как власти решили урезать объем субсидий из бюджета РФ по госпрограммам льготной ипотеки, банки начали перекладывать недополученные доходы на застройщиков. Так, Сбербанк сразу после новогодних каникул вводит комиссию 7,5-11,5% от суммы кредита для девелоперов, чьи покупатели воспользуются льготными займами», — пишет «Коммерсантъ». Кроме того, с 11 января «Сбер» будет выдавать льготную ипотеку на покупку квартиры только у аккредитованных банком застройщиков.

Уже после публикации материала в адрес BFM.ru поступило уточнение от Сбербанка: «Сбер не вводил комиссий для застройщиков, а лишь скорректировал тарифы, которые и раньше применялись в отношении аккредитованных застройщиков, как и в других российских банках. «Сберу» прежде всего важен конечный результат — обеспечение клиентов максимально доступным жильем в соответствии с рыночными условиями».

В комментарии, который предоставила пресс-служба «Сбера», президент компании «Страна девелопмент» Александр Гайдуков отмечает:

Александр Гайдуков
президент компании «Страна девелопмент»
«Постепенное ужесточение условий со стороны Банка России на протяжении всего 2023 года сделало выдачу льготной ипотеки не выгодной для многих российских банков. «Сбер» первым на рынке предпринял меры, чтобы сохранить доступность ипотечных госпрограмм для большей части населения».

Как подчеркивает руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик, «приняв такое решение, «Сбер» объявил, что остается в программах льготной ипотеки, если его выпадающий 1% компенсирует застройщик. Представляется логичным, что «Сбер» будет просить от застройщика разовый платеж 8% от суммы льготной ипотеки, поскольку средний срок погашения кредита составляет около 8 лет. От 6 млн рублей суммы ипотеки это — около 0,5 млн руб. Значит застройщики введут такую надбавку к цене квартир при их продаже с использованием льготных программ».

На момент подготовки материала сообщений о том, что другие банки последовали примеру «Сбера», не поступало, но мало кто сомневается в том, что они поступят. Как и в том, что девелоперы традиционно переложат возросшие расходы на плечи покупателей, в свете чего надежда на падение цен на новостройки становится совсем уж призрачной.

А надежда была! В частности, согласно данным экспресс-замера потребительских настроений, который раз в квартал проводит аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости Irn.ru», 70% респондентов сделали ставку на то, что цены на жилье нынешней зимой снизятся — за три месяца этот показатель вырос на 22,7 процентного пункта. Покупательская логика понятна: ипотечные условия ужесточаются, брать квартиры в дорогую банковскую ипотеку люди не смогут, спрос практически на пределе и наверняка начнет снижаться, а следом и цены должны если не пойти, то хотя бы поползти вниз.

Впрочем, среди игроков рынка вера в снижение цен — позиция непопулярная. В частности, выступая на итоговой конференции газеты «Московская перспектива» на тему «Строительная отрасль Москвы: итоги 2023-го и планы 2024-го», исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (КИМ) Владислав Преображенский заявил*, что пока не видит «предпосылок для снижения цен. Основным источником средств для застройщика выступает проектное финансирование, которое привязано к ключевой ставке. Ставка растет, и стоимость строительства за счет проектного финансирования тоже увеличивается. Снижение цен практически невозможно, потому что их уровень определен заранее в рамках проектного финансирования с использованием счетов эскроу, а рост затрат делает их движение вниз еще менее вероятным».

Согласно прогнозам КИМ, уже в первой половине 2024 года Центробанк начнет снижать ключевую ставку, и первое полугодие может закончиться со ставкой в диапазоне 12-14%. Во втором полугодии ставка может быть уже на уровне 10-12%, а при хорошем сценарии — еще ниже. Но к заметному ценовому падению это, скорее всего, не приведет.

Директор по ипотечным продажам и внедрению финансовых инструментов ГК «А101» Рустам Азизов тоже советует не настраиваться на резкое и значительное снижение цен — даже несмотря на ожидаемое снижение спроса в первой половине 2024 года. Как объясняет эксперт, ценовая «вилка» является одним из ключевых параметров финансовой модели любого проекта, которую банки оценивают при принятии решения о выдаче девелоперу проектного финансирования. Пересмотр и повторное утверждение финансовой модели может занимать до полугода».

Что касается параметров проектного финансирования, которые напрямую связаны с покупательской активностью и наполнением счетов эскроу, то, по мнению первого вице-президента компании GloraX Александра Андрианова, условия по тем жилым комплексам, которые уже находятся в реализации, скорее всего, останутся неизменными, поскольку наполнение счетов эскроу в их случае уже достигло довольно высокого уровня. Однако параметры кредитования новых проектов могут измениться.

Александр Андрианов
первый вице-президент компании GloraX
«По нашим оценкам, в следующем году базовые ставки по проектному финансированию могут достичь 19-20%. В дальнейшем они будут зависеть от скорости наполнения счетов эскроу. Как результат, девелоперам необходимо будет постоянно поддерживать темпы продаж. Чтобы снизить влияние снижения доступности льготной ипотеки, застройщики будут разрабатывать совместные ипотечные программы с банками, программы рассрочки и трейд-ин для того, чтобы стимулировать спрос. Можно предположить, что также возрастет востребованность траншевой ипотеки, ипотеки с отсрочкой внесения первоначального взноса. Кроме того, повышение ключевой ставки повлияет на доступность бридж-кредитов, которые девелоперы оформляют для приобретения земли. Таким образом, застройщики могут отложить покупку новых участков. Отмечу, что большинство крупных игроков постоянно пополняют свой земельный банк, поэтому ограничения могут затронуть застройщиков с единичными проектами или небольшим портфелем».

Директор по взаимодействию с инвесторами ГК «А101» Анатолий Клинков не исключает, что ставки по проектному финансированию новых проектов до наполнения счетов эскроу поднимутся даже до 21%; это хотя и высокий, но не критичный показатель, если после начала строительства продажи в проекте быстро открыты и идут активно. Но в том-то и проблема, что в сегодняшних условиях девелоперы толком не могут спрогнозировать ни реальный объем спроса, ни темпы продаж. Так что эксперт согласен с коллегой из GloraX: ряд девелоперов предпочтут отложить покупку новых участков как минимум до снижения ключевой ставки, и в 2024 году на рынок будут выходить в основном проекты, строящиеся либо на собственной земле, либо на участке, кредит на приобретение которого уже оформлен.

Кстати, недавно Анатолий Клинков выступил с инициативой*, также имеющей прямое отношение к счетам эскроу. Речь идет о работе в рамках запущенной в 2020 году московской программы стимулирования застройщиков многоквартирных домов по созданию мест приложения труда (МПТ). Если вкратце, то для инвесторов, которые одновременно со строительством жилья создают МПТ — коммерческие и социальные объекты, плата за изменение вида разрешенного использования земли под жилищное строительство может быть уменьшена. При этом объекты жилищного строительства и места приложения труда могут находиться в разных районах города.

Девелоперы готовы активно работать над крупными проектами нежилой недвижимости, способствующими появлению большого числа рабочих мест, но для обеспечения стройки необходимым объемом инвестиций требуется доработать механизм эскроу-кредитования, считает Анатолий Клинков. «Промышленный хаб, офисный центр или технопарк — это, как правило, сложный проект с долгим сроком окупаемости. При этом привлечение целевого кредита сильно затруднено: коммерческие объекты требуют от девелопера значительной доли собственного участия, а также средств на оплату процентов на период строительства. Но в условиях модели эскроу-кредитования собственной ликвидности у девелоперов крайне мало», — подчеркивает эксперт.

По его словам, сейчас включить финансирование создания объектов МПТ в эскроу-кредиты нельзя — лимит кредитования на одного заемщика Н6 нередко вынуждает девелоперов даже на жилые комплексы привлекать кредиты из разных банков. Еще сложнее распределить финансирование затратного проекта между разными банками. «Весьма непросто объяснить банку, в какой части ему финансировать проект, который находится за пределами жилого комплекса, и как контролировать использование средств. Кроме того, прогнозируемого дохода девелопера после раскрытия счетов эскроу от одной части жилого комплекса, скорее всего, не хватит для обеспечения лимита на строительство объекта МПТ целиком», — поясняет Анатолий Клинков.

Получается, что пока с банками можно обсуждать только косвенные кредиты в рамках текущих линий, отдельную кредитную линию под залог будущей прибыли текущих проектов или кредит под залог всего проекта. А механизма, который позволил бы упростить подход в целом, не существует. «Представляется целесообразной разработка способов привлечения девелоперами кредитов из банков, с которыми они сотрудничают в рамках жилых проектов, например, путем корректировки лимита Н6 на объем средств на счетах эскроу. Это могло бы значительно облегчить девелоперский доступ к средствам на строительство объектов нужной городу инфраструктуры», — резюмирует Анатолий Клинков.

* Есть в распоряжении Business FM

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest